«Элементы времени» в стихах Владимира Набокова
Набоков сочинял шахматные задачи. Процесс их конструирования он так описал в своих мемуарах: «Напряжение ума огромно; элемент времени выпадает из сознания».
Вот именно «элемент времени» захотелось найти в его поэзии, а точнее элементы. Из чего складывалась эпоха Набокова? Как отразилась она в поэзии писателя?
В 1930 году поэт написал обращение «Будущему читателю»:
Ты, светлый житель будущих веков,
ты, старины любитель, в день урочный
откроешь антологию стихов,
забытых незаслуженно, но прочно.
И будешь ты, как шут, одет на вкус
моей эпохи фрачной и сюртучной.
Облокотись. Прислушайся. Как звучно
былое время - раковина муз.
Я здесь с тобой. Укрыться ты не волен.
К тебе на грудь я прянул через мрак.
Вот холодок ты чувствуешь: сквозняк
из прошлого... Прощай же. Я доволен.
Элемент 1. Время-классика
У интереса Набокова к русской классике есть две главные причины. В первую очередь, это его глубокая погруженность в мир литературы, в традицию и творчество предшественников. В ранних стихотворениях и рассказах, а также в последнем русскоязычном романе «Дар» присутствуют разрозненные суждения, отклики, намеки, цитаты и отсылки. Когда текст впервые перевели на английский язык, Саймон Карлинский, один из ярких исследователей творчества Набокова, написал в рецензии, что эта книга «представляется настоящим трактатом по истории русской литературы». Чувствуя себя представителем России и ее литературной традиции, отчасти честолюбиво борясь за место одного из классиков, Набоков раз за разом обращался к крупнейшим произведениям и авторам.
Пушкин - радуга по всей земле,
Лермонтов - путь млечный над горами,
Тютчев - ключ, струящийся во мгле,
Фет - румяный луч во храме.
***
Вот это мы зовем луной.
Я на луне, и нет возврата.
Обнажена и ноздревата...
А, здравствуйте - и вы со мной.
В ложбине мрак остроугольный
ползет по белизне рябой.
У нас есть шахматы с собой,
Шекспир и Пушкин. С нас довольно.
1942
Элемент 2. Время – Серебряный век. Символизм
В интервью, лекциях, предисловиях к книгам Набоков вполне откровенно говорил о многих своих ясно выраженных литературных симпатиях и многочисленных антипатиях. В своих произведениях он также отзывался, нередко пародийно и даже сатирически, на многие явления русской и мировой культуры.
Но в частной переписке маска спадает. Так в письме Эдмунду Уилсону, в котором Набоков возражает против явно некомпетентного высказывания своего адресата, будто после 1905 года русская литература вступила в полосу упадка. «Упадок русской литературы периодов 1905–1917 годов, — пишет он, — есть советская выдумка. Блок, Белый, Бунин, да и другие пишут лучшие свои вещи. И никогда — даже во времена Пушкина — не была поэзия так популярна. Я рожден этой эпохой, я вырос в этой атмосфере». Это весьма красноречивое высказывание, из него явствует, что своей колыбелью Набоков считал так называемый русский Серебряный век.
Болота вязкие бессмыслицы певучей
покинь, поэт, покинь и в новый день проснись!
Напев начни иной - прозрачный и могучий;
словами четкими передавать учись
оттенки смутные минутных впечатлений,
и пусть останутся намеки, полутени
в самих созвучиях, и помни - только в них,
чтоб созданный тобой по смыслу ясный стих
был по гармонии таинственно-тревожный,
туманно-трепетный; но рифмою трехсложной,
размером ломаным не злоупотребляй.
Отчетливость нужна и чистота и сила.
Несносен звон пустой, неясность утомила:
я слышу новый звук, я вижу новый край...
2 сентября 1918
Элемент 3. Время игры – земных увлечений
Автор – сам учёный-энтомолог, открыватель. Мастер шахматной композиции, он неоднократно подчёркивал связь литературного и шахматного творчества.
Принцип поэтики Набокова — это принцип игры. Автор играет с литературными персонажами, которых он создает. Он дразнит их, как бы выстраивает их судьбы, создает для них критические ситуации, в которых делает выбор, позволяет им в определенный момент совершить какую-то глупость или, наоборот, принять правильное решение.
Шахматы
«Кто-то, а кто - я понять не могу,
переставляет в мозгу,
как тяжелую мебель, фигуры,
и пешка одна со вчерашнего дня
черною куклой идет на меня».
Старый маэстро сидел согнувшись,
пепел ронял на пикейный жилет,-
и нападал, пузырями раздувшись,
неудержимый шахматный бред.
Пили друзья за здоровье маэстро,
вспоминали, как с этой сигарой в зубах
управлял он вслепую огромным оркестром
незримых фигур на незримых досках.
Элемент 4. Время – мгновение
Кинематограф
За этой площадью щербатой
кинематограф, и туда-то
по вечерам мы в глубину
туманной дали заходили,-
где мчались кони в клубах пыли
по световому полотну,
волшебно зрителя волнуя;
где силуэтом поцелуя
все завершалось в должный срок;
где добродетельный урок
всегда в трагедию был вкраплен;
где семенил, носками врозь,
смешной и трогательный Чаплин;
где и зевать нам довелось.
Фотография
Снимок
На пляже в полдень лиловатый,
в морском каникульном раю
снимал купальщик полосатый
свою счастливую семью.
Запечатлела эта пленка
все, что могла она поймать:
оцепеневшего ребенка,
его сияющую мать,
и ведерцо, и две лопаты,
и в стороне песчаный скат.
И я, случайный соглядатай,
на заднем плане тоже снят.
Зимой в неведомом мне доме
покажут бабушке альбом,
и будет снимок в том альбоме,
и буду я на снимке том:
мой облик меж людьми чужими,
один мой августовский день,
моя не знаемая ими,
вотще украденная тень.
1927, Бинц
Элемент 5. Время – Родина, сон, эмиграция
Владимир Набоков мастерски передаёт глубокую печаль по «любви безнадёжной», России, по её необъятной, бездонной красоте. Родина, Россия – главный мотив его творчества. Это сон, наваждение, видение, воспоминание, никогда не уходящее из памяти, вечно живое, обновляющееся. Многие стихи озаглавлены этим именем, святым и ненавистным. Образ – клубок противоречий, катящийся из прошлого в настоящее, постоянно не дающий покоя душе, терзая её и любя. Это не вьюга, а «это корчится чёрная Русь», «Ты – в сердце, Россия. Ты – цепь и подножие, ты – в ропоте крови, в смятенье мечты».
Странствуя, ночуя у чужих,
я гляжу на спутников моих,
я ловлю их говор тусклый.
Роковых я требую примет:
кто увидит родину, кто нет,
кто уснет в земле нерусской.
Только сон утешит иногда.
Не на области и города,
не на волости и села,
вся Россия делится на сны,
что несметным странникам даны
на чужбине, ночью долгой.
Набоков начинает свой творческий путь как поэт и не прекращает писать их до конца своих дней. Его прославили не стихи, а романы — но сам Набоков считал, что его проза — это продолжение поэзии. В интервью и в лекциях он многократно утверждал, что нет принципиальной разницы между поэзией и прозой, что проза есть распространенная поэзия, поэзия продленная. Поэтому в его прозе складывается такой особый стиль и он пишет на особом языке.
Писатель не раз задумывается над загадками времени, которое представляется ему в разных неоднозначных образах. Для него загадки времени - это загадки самого Бытия. "Признаюсь, я не верю в мимолетность времени - легкого, плавного, персидского времени! Этот волшебный ковер я научился так складывать, чтобы один узор приходился на другой". Образ времени как ковра с узором встречается в разных произведениях писателя.
На выставке можно не только познакомиться с книгами, которые раскрывают и погружают в мир и эпоху Владимира Набокова, но и послушать песни на стихи писателя.
Поэтическую многогранность Владимира Набокова раскрыли на встрече с читателями Евгений Лукин и Алексей Филимонов.
Текст статьи:
Источники:
http://nabokov-lit.ru/nabokov/kritika/petrakov-uzor-vremeni.htm
http://nabokov-lit.ru/nabokov/kritika/aleksandrov-potustoronnost/nabokov-i-serebryanyj-vek.htm
https://arzamas.academy/materials/1615
https://stihi.ru/2013/10/22/6744